Задержка речевого развития
Задержка речевого развития у детей диагностируется в последние годы все чаще. Эта проблема требует повышенного внимания родителей и обязательного обращения к детскому нейропсихологу. Бить тревогу следует при недостаточной фразовой речи к двухлетнему возрасту и недостаточной связной речи к трехлетнему возрасту. Отсутствие своевременной коррекции коммуникационных навыков грозит необратимыми изменениями, самое тревожное из которых – отставание психического и умственного развития малыша.
Причины
Задержка речевого развития у ребенка может быть вызвана целым рядом причин:
- недоразвитием мускулатуры рта, недостаточным тонусом речедвигательной мускулатуры – может возникать, если ребенка отлучили от груди слишком рано;
- недоразвитием речевого слуха, отсутствием слухового внимания – возникает при дефиците родительского внимания и общения с малышом;
- травмами и поражениями головного мозга, полученными во внутриутробном периоде, при рождении либо на первом году жизни;
- нарушением слуха, патологиями развития слухового аппарата;
- интоксикацией либо инфекционными заболеваниями матери во время вынашивания плода, вследствие которых страдает формирование речевого аппарата ребенка;
- гипоксией плода, преждевременными или стремительными родами;
- тяжелыми психотравмами, перенесенными в раннем детстве;
- психическими болезнями, отклонениями в развитии ЦНС;
- наследственной предрасположенностью — особенностями формирования речевого аппарата, которые малыш получает от родителей генетически.
Симптомы
Знание ярких клинических проявлений задержки речевого развития у детей поможет родителям своевременно заподозрить проблему и обратиться за консультацией к нейропсихологу. Обратить внимание нужно на следующие нарушения в определенном возрасте:
4 месяца | у младенца отсутствует реакция на жесты, слова и смену интонации родителей; |
8-9 месяцев | малыш не лепечет (не повторяет одинаковые слоги) |
1 год | ребенок ведет себя очень тихо, звуки практически отсутствуют |
1,5 года | кроха не произносит простые слова, не реагирует на свое имя. Могут наблюдаться проблемы с жеванием и глотанием |
2-2,5 года | в лексиконе малыша не более 20 слов, ему сложно составить даже короткую фразу из нескольких слов, ребенок не знает, как называются части тела, предметы и пр. |
3 года | ребенок не в состоянии составлять предложения, он изъясняется лишь короткими фразами. Речь быстрая, нечеткая либо, наоборот, слишком медленная. Большая часть звуков произносится им неправильно; |
4 года | реакция малыша на речь окружающих остается плохой, ответы на вопросы он не дает |
У детей любого возраста с задержкой речевого развития повышено слюноотделение, приоткрыт ротик. Они гиперактивны, агрессивны, невнимательны, быстро устают. Физическое развитие малышей с этим диагнозом также отстает от нормы, некоторые из них страдают ДЦП.
Диагностика
Несмотря на то, что специализированная литература на сегодняшний день доступна каждому, а в интернете можно найти большое количество информации по любому заболеванию, родителям не следует заниматься самостоятельным выставлением диагноза своему малышу. Для того чтобы определить у ребенка задержку речевого развития, нужно пройти обследование у нескольких квалифицированных детских специалистов: нейропсихолога, невролога, отоларинголога, логопеда. С целью обнаружения патологических очагов в головном мозге назначается неврологическая диагностика:
- ЭХО-энцефалография;
- электроэнцефалограмма.
После постановки точного диагноза следует немедленно приступать к лечению.
Лечение
В лечении задержки речевого развития используется комплексный подход с участием родителей, нейропсихолога, логопеда, невролога и рефлексотерапевта. Наиболее высоких результатов удается добиться при условии раннего начала лечения и малой степени отставания развития речи.
Стандартная схема лечения состоит из следующих мероприятий:
- микротоковой рефлексотерапии – метод восстановления работы пораженных участков ЦНС путем воздействия на них сверхмалыми электрическими импульсами;
- медикаментозной терапии – лечение диагностированных патологий ЦНС с применением ноотропных лекарственных препаратов;
- занятия с логопедом и дефектологом. С помощью логопеда малыш приобретает навыки правильной артикуляции, учится составлять предложения и тексты. Дефектолог помогает развить мышление, память, мелкую моторику.
Задержка речевого развития у ребенка – серьезная проблема, для решения которой от родителей потребуется немало сил и времени. Важно обнаружить это состояние как можно раньше, когда оно еще легко поддается коррекции. Поэтому необходимо следить за становлением речи малыша и при малейших подозрениях на отставание обращаться к детскому нейропсихологу.
Источники:
- Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию. Бобылова М.Ю., Браудо Т.Е., Казакова М.В., Винярская И.В. Русский журнал детской неврологии. 2017
- Задержка речевого развития у детей. Делягин В.М. Регулярные выпуски «РМЖ» №24 от 09.10.2013
Материал размещен в ознакомительных целях, не является медицинским советом и не может служить заменой консультации у врача.
Эксперт
Палишена Елена Игоревна
Врач-терапевт
Специалист по функциональной диагностике,
сертификат №7523,
диплом о медицинском образовании №36726043