Счетчик яндекс
× Врачи Клиники Диагностики
Справочник Вопросы и ответы О проекте
Телефон для записи: +7 (499) 116-78-53
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Бесплатная запись
Платите только за приём
на месте по цене клиники
19 015 лучших врача
Реестр врачей по Москве
и Московской области
452 321 честных отзывов
Только реальные отзывы
детально проверяем каждый

Нарушения речевого развития у детей


  1. Виды и причины нарушений речи
  2. Расстройства речи в понимании зарубежных логопедов
  3. Как рано заподозрить расстройство речи?
  4. Лечение расстройств речи

Как свидетельствуют результаты исследований, каждый четвёртый школьник РФ нуждается в помощи логопеда. Во время обследования врачи выявляют у детей расстройства речи, которые необходимо отличать не только от задержек психического развития, но и от умственной отсталости. Логопеды проводят комплексное обследование маленьких пациентов и индивидуально подходят к выбору метода коррекции речи.

Нарушения речевого развития у детей

Виды и причины нарушений речи

Наиболее частые причины нарушений развития речевого аппарата у детей представлены в таблице №1.
Таблица №1. Причины расстройств речи

№.п.пРасстройствоХарактеристикаПричина
1ДислалияНарушение приобретения малышом речевых звуков, которое приводит к нарушению механизмов формирования речи и искажению произносимых звуковВозникает при задержке формированию связей между нервными клетками головного мозга, генетической предрасположенности
2Моторная алалия (нарушение экспрессивной речи)Сохранено понимание речи. Ребёнок поздно, в 2-3 года, поизносит первые слова. Фразы либо возникают в 5-5-ленем возрасте, либо не появляются вовсе. Нарушены все стороны речи: произносительная, грамматическая, лексическая. Ребёнок не может усвоить нормы родного языка. Дети общаются со сверстниками, используя жестикуляции. Развивается при поражении или снижении функции Брока центра (коркового конца анализатора речи и движений)
3Сенсорная алалия (нарушение рецептивной речи)У детей сохранён слух, но они не понимают речь, не умеют прислушиваться. Дети быстро утомляются и теряют интерес.Встречается у пациентов с поражением центра Вернике, расположенного в височной области левого полушария

У детей может встречаться семантически-прагматическое расстройство речи. У детей нарушаются прагматические аспекты речи: осведомлённость о потребностях и нуждах собеседника, приспособление под них собственной речи. Оно имеет следующими проявлениями:

  • Редким использованием речи в общении;
  • Неспособностью подстраиваться под особенности ситуации в процессе общения и нужды собеседника;
  • Сложностью с поддержанием разговора, распознаванием и использованием жестов, мимики в процессе коммуникации;
  • Затруднением в понимании скрытого и переносного смысла.

Пациенты, страдающие этим расстройством, стремятся использовать во время разговора нестандартные сложные грамматические конструкции. Они не способны задать уместный вопрос, адаптировать свои высказывания под реакцию собеседника. Эти дети не умеют хитрить, лгать, поскольку они неспособны понять, для чего это нужно. У них нарушается социальная адаптация и взаимодействие.

Расстройства речи в понимании зарубежных логопедов

Зарубежные авторы разделяют речевые нарушения на расстройства речи и расстройства языка. Расстройства речи проявляются нарушением правильного произношения звуков: артикуляции, беглости речи, голоса. Расстройства языка представлены нарушением узнавания и использования слов. Им трудно общаться с окружающими с помощью звуков, жестов или письменных знаков.
Расстройства языка проявляются нарушением формы (фонетики, морфологии, синтаксиса), содержания (семантики) и использования слов ( связного текста, прагматики – отношения звуков к субъектам). Первичные расстройства речи возникают при нарушении структур мозга, органов образования звуков и артикуляции, а вторичные – после перенесенных заболеваний.
Различают следующие первичные нарушения речи:

  • Фонологические (звуки в словах выпадают или заменяются другими);
  • Артикуляционные (пациент заменяет или искажает звуки в словах).
  • Детская апраксия речи.

Речь может нарушаться при наличии расщелины верхнего нёба (так называемой волчьей пасти, узелков на голосовых связках).
Первичные расстройства языка – это специфическое расстройство речи. Оно может быть ассоциировано с дефицитом мелкой моторики. Логопеды отдельно выделяют смешанное экспрессивно-рецептивное расстройство речи, изолированную задержку экспрессивной речи. К расстройствам речи высокого уровня относится нарушение понимания и способности делать выводы из абстрактных или образных понятий (сленга, юмора, сарказма, иронии, метафоры). Пациенты не могут придумать историю и чётко изложить её.
К расстройствам речи относится детская апракция. Ребёнок испытывает сложности, когда у него возникает желание сказать последовательно и правильно. При этом у малыша отсутствует слабость или паралич речевых мышц (лица, губ, языка). Учёные до сих пор не установили причины этого расстройства. Исследователи изучали мозг детей, страдающих этим видом апраксии, с помощью современных методов нейровизуализации, и не обнаружили специфических признаков поражения или различий в структуре с мозгом здоровых детей. Существует мнение, что в появлении расстройства играют определённую роль генетические факторы.

Детская апраксия речи

Детская апраксия речи, которая возникает до достижения ребёнком трёхлетнего возраста, характеризуется следующими признаками:

  • Он не лепечет, не «гулит»;
  • Первые слова произносит позже, чем сверстники;
  • Речь состоит из малого количества звуков.

У ребёнка возникают трудности с артикуляцией звуков. Он при произношении звуков делает между ними длинными паузами. Дети старше трёх лет не всегда говорят одинаково каждый раз, когда их произносят, понимают обращённую речь лучше, чем сами могут произнести. Им сложно самостоятельно произносить слова, в то время как при подражании речи окружающих произносят слова гораздо лучше. Перед тем, как произвести звуки, ребёнок по несколько раз двигает челюстью, языком или губами для того чтобы «нащупать» правильную артикулёму.
Ребёнку легче выговорить короткие слова, чем длинные. Трудности в артикулировании становятся более выраженными при эмоциональном возбуждении, волнении. Речь таких детей окружающие почти не понимают. Это особенно качается людей, которые общаются с малышом первый раз. У ребёнка возникают трудности с модуляцией голоса. Он ставит ударения на неправильные слова или слоги.
К наиболее заметным признакам детской апраксии относится трудность сложения звуков, слогов в правильном порядке, необходимом для формирования слов. Дети во время разговора делают непоследовательные ошибки. Другая общая черта детской апраксии – неправильное использование ударений, ритмов в словах и речевых интонациях, с помощью которых передаётся смысл высказывания.
У некоторых детей с апраксией логопеды находят и иные нарушения:

  • Дизартрию;
  • Языковые проблемы (плохую лексику, неправильную грамматику, невозможность чётко организовать устную речь);
  • Проблемы с письмом или орфографией, чтением, математикой;
  • Нечеткость координации;
  • Недостаточность моторных навыков.

При лёгкой степени дизартрии дети испытывают незначительные проблемы с произнесением незначительного количества звуков или же они возникают время от времени при воспроизведении длинных слов со многими слогами. Дети, страдающие дизартрией тяжёлой степени, не могут активно общаться при помощи речи.

Как рано заподозрить расстройство речи?

У родителей должно возникнуть беспокойство и желание обратиться к логопеду, если ребёнок к 2-2,5 годам не предпринимает попытки заговорить. Следует также насторожиться, если на первом году жизни малыш не выражено гулит, лепечет, поздно произносит первые слова. В осмотре логопедом нуждаются дети со следующими отклонениями:

  • В год не понимают слов, часто произносимых людьми, находящимися постоянно рядом.
  • Не реагируют на обращённую речь, к себе привлекают внимание только плачем;
  • На втором году не проявляют интереса к речевой активности, не накапливают словарный запас, неспособны понять простейшие вопросы и показать изображение рисунке;
  • На 3-4 году не используют речь, чтобы попросить помощи у взрослого.

Логопеды проводят скрининговые обследования, которые позволяют выявить расстройство речевого развития ребёнка. Родителям предлагают ответить на несколько вопросов односложно – да или нет. Все вопросы разделены на 2 группы. Они характеризуют формирование экспрессивной и импрессивной речи. Если родители дают все положительные ответы, это значит, что у малыша речь развивается нормально. При наличии одного или двух отрицательных ответов следует обратиться за специализированно помощью к логопеду.

Лечение расстройств речи

Логопеды рекомендуют родителям ребёнка с дислалией изменить условия его воспитания и обеспечить проведение регулярных корригирующих занятий. Если вовремя не принять специальных мер, то ребёнок не сможет самостоятельно овладеть речью или этот процесс примет искажённый характер. Специалисты планируют и проводят коррекционные мероприятия по индивидуальному плану, который составляют для каждого ребёнка.
Для развития речевых навыков у детей логопеды разрабатывают и широко применяют и наглядно-игровые средства. Дидактическая игра имитирует изучаемые процессы, явления. Она – источник развития малыша, который способствует становлению речевых навыков.
Игры, которые используются на занятиях с детьми, страдающими речевыми расстройствами, снимают напряжение, переключают их внимание с одного занятия на другое. Практикующие логопеды применяют игры, которые наиболее эффективно соединяют процессы коррекции недостатков речи у детей с задачами их общеобразовательного обучения и воспитания.

Лечение расстройств речи

Игра представляет собой одну из форм практического мышления. В ней ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Малыш обнаруживает способность наделять объект игровым значением. Именно эта способность – главнейшая психологическая база для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений. У него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления. Это важное условие для формирования речи.
Компьютерные технологии позволяют удовлетворить потребность детей быть причастными к взрослому миру, воспринимать компьютер не только как игрушку, но и как источник информации для получения новых знаний, что соответствует требованиям современного общества. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения лопеды рекомендуют внедрять информационные технологии.
В настоящее время существуют не только компьютерные развивающие игры, но и развивающие онлайн-порталы для детей. Среди специальных компьютерных игр по развитию речи ребенка можно выделить веселую артикуляционную гимнастику. Она помогает тренировать речевой аппарат малыша, чтобы он мог говорить чётко, правильно произносить все звуки.
Есть среди этих компьютерных игр и игры на тренировку воздушной струи. С помощью игр на звукоподражание дети учатся различать и копировать звуки, развивают свой фонематический слух. Конструкторы картинок используют в качестве дидактического материала. Из его элементов делают красочные картины, по которым малыш составляет рассказ. Во все эти игры по развитию речи ребёнок может играть и с родителями, и самостоятельно. Это прекрасная возможность не только развлечь малыша, но и провести время с пользой.
В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи, но зачастую при традиционной системе обучения ребенок не может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерными героями способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают малыша вступить в диалог. Новизна работы с компьютером позволяет повысить интерес ребёнка к занятиям с логопедом, позитивно сказывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи.

Источники:

  1. Макаров И.В., Емелина Д.А. Нарушения речевого развития у детей. Журнал «Социальная и клиническая психиатрия», 2017, ВАК
  2. Ягунова К.В., Гайнетдинова Д.Д. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста. Журнал «Российский вестник перинатологии и педиатрии», 2018, ВАК
  3. Дзендзя О.Ю. Коррекция нарушений речи у дошкольников посредством игровых технологий. Журнал «European research», 2014

 

Материал размещен в ознакомительных целях, не является медицинским советом и не может служить заменой консультации у врача.

 

Эксперт

Палишена Елена Игоревна
Врач-терапевт
Специалист по функциональной диагностике,
сертификат №7523,
диплом о медицинском образовании №36726043


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Врачи, специализирующиеся на данной проблеме

Оценка на основе отзывов:
Рейтинг:  
4.81

Стаж: 23 года / Врач высшей категории

Прием - 1660 Руб 1950 Руб
Записаться