Глухота и потеря слуха у детей
Потеря слуха у детей приводит к инвалидности. При раннем выявлении патологии врачи детям устанавливают кохлеарные импланты, подбирают слуховые аппараты. Их обучают языку жестов. Дефектолог работает с глухими детьми над овладением речевых навыков.
Причины
Глухота может развиться по многим причинам:
- Отягощённой наследственности;
- Осложнённых родов;
- Внутриутробной асфиксии плода;
- Перенесенных беременной женщиной инфекций (краснухи, гриппа, сифилиса);
- Хронических воспалений среднего уха (отитов);
- Употребления матерью ребёнка во время беременности лекарственных средств, которые токсически воздействуют на слуховой нерв (аминогликозидов, цитотоксических препаратов, противомалярийных и мочегонных средств);
- Травм уха и головы;
- Чрезмерного шума.
Невзирая на причину потери слуха, при своевременном выявлении дефекта удаётся предотвратить развитие глухоты, улучшить качество слуха.
Симптомы
Родители или окружающие ребёнка люди замечают, что малыш не реагирует на слова, с которыми к нему обращаются. Старшие дети уточняют по несколько раз, что им сказали. В дальнейшем нарушается развитие речи. Ребёнок не может полноценно общаться с другими детьми. Это вызывает у малышей чувство одиночества, нарушает психологическое равновесие.
Методы диагностики
Специалисты дифференцировано подбирают методы, с помощью которых выявляют нарушение слуха у детей разного возраста.
Таблица №1. Диагностика нарушения слуха у детей разных возрастных групп
Возраст | Методы диагностики |
До трёх лет | Отоакустическая эмиссия, слуховые вызванные потенциалы. |
После трёх лет | Рефлексометрия, тимпанометрия, регистрация задержанной ото-акустической эмиссии, вызванных слуховых потенциалов.
|
У детей старше трёх лет в современных клиниках в качестве стимулятора используют Chirp-стимул («чириканье») – оригинальный сигнал с модулированной частотой и амплитудой.
Лечение
Никогда не надо оставлять малыша, который не слышит, наедине со своей проблемой. Большинству детей, которым своевременно установлен диагноз, врачи восстанавливают слух. Если этого не удалось сделать, на помощь приходит дефектолог. Он строит свою работу с глухими детьми, основываясь на представлении, что ребёнок с потерей слуха не способен овладеть речевыми навыками, воспринимая речь людей, которые его окружают. Для формирования речевых навыков используют информацию, которая поступает ребёнку от органов зрения, кинестетические (поступающие от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах, сухожилиях) и тактильные (от прикосновения и давления) ощущения.
Дефектологи успешно обучают глухих детей речи, применяя устные или и жестовые методики. Устные методики заключаются в обучении малыша восприятию речи с помощью зрения и остаточного низкочастотного слуха. Дети учатся считывать слова с губ.
Вертотональный метод включает ритмическую, вибрационную, музыкальную стимуляцию, а также аудио-визуальный курс. Для того чтобы ребёнок развивал устную речь, ему формируют произношение. Также дефектологи используют фонетическую ритмику. Это система упражнений, основанная на связи речи с движениями тела. Большая роль в обучении ребёнка восприятию звуков отводится родителям.
Жестовые методы больше используются за рубежом. Глухого ребёнка сначала обучают языку жестов, затем устной и письменной речи. Этот метод используют, прежде всего, если родители малыша также не слышат. При использовании билигнвального метода дефектологи объясняют ребёнку значении нового прочитанного слова с помощью использование жестов глухих. Специалисты, которые применяют метод тотальной коммуникации дефектологи, используют в равной степени как жесты, так и речь (устную или письменную).
Профилактика
Предотвратить потерю слуха у ребёнка можно с помощью следующих мероприятий:
- Своевременно делать прививки против краснухи, кори, эпидемического паротита;
- Вакцинировать против краснухи не привитых женщин на этапе планирования беременности;
- Предотвращать заражение цитомегаловирусом у беременных женщин, применяя гигиенические мероприятия.
- Соблюдать надлежащую гигиену ушей.
Чтобы сохранить ребёнку слух, следует объяснять ему, что громкие звуки вызывают глухоту, рекомендовать не использовать наушники для прослушивания громкой музыки. При лечении детей необходимо подбирать фармакологические препараты, которые не воздействуют токсически на слуховой нерв. Детям, у которых глухие родители, нужно рано начинать проверять слух. При выявлении отклонений необходимо сразу же начинать лечение. Ранние выявление нарушения слуха позволяет применить эффективные методы для его восстановления или сохранения. Дефектолог обучит глухого малыша речи.
ИСХОДНИКИ:
- Савельева Е.Е., Арефьева Н.А. Нарушения слуха у детей, возможности диагностики и реабилитации. Журнал «Медицинский совет», 2014
- Королева И.В. Научно-методологические основы реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации. Журнал «Российская оториноларингология, 2011
Материал размещен в ознакомительных целях, не является медицинским советом и не может служить заменой консультации у врача.
Эксперт
Палишена Елена Игоревна
Врач-терапевт
Специалист по функциональной диагностике,
сертификат №7523,
диплом о медицинском образовании №36726043