Счетчик яндекс
× Врачи Клиники Диагностики
Справочник Вопросы и ответы О проекте
Телефон для записи: +7 (499) 116-78-53
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Бесплатная запись
Платите только за приём
на месте по цене клиники
18 941 лучших врача
Реестр врачей по Москве
и Московской области
451 796 честных отзывов
Только реальные отзывы
детально проверяем каждый

Дизартрия у детей


  1. Причины
  2. Симптомы
  3. Осложнения
  4. Диагностика
  5. Лечение

Восстановлением речевой функции при дизартрии у детей занимаются логопеды. Дети не могут произносить чётко слов и звуков, если у них нарушается иннервация и подвижность речевого аппарата. Регулярные занятия с логопедом позволяют восстановить речь и улучшить коммуникацию детей со сверстниками.

 

Причины

 

Дизартрия может развиться после травмы и асфиксии в родах. Нарушение речи возникает и после перенесенных ребёнком заболеваний:

  • Менингита;
  • Длительной сильной интоксикации;
  • Новообразований головного мозга;
  • Нейросифилиса.

 

В зависимости от локализации патологического процесса, различают несколько видов речевых нарушений. Когда поражаются ядра черепно-мозговых нервов, расположенные в продолговатом мозгу, возникает бульбарная форма речевого расстройства. Псевдобульбарная дизартрия развивается в случае поражения проводящих путей, которые соединяют кору мозга с ядрами. В случае развития подкорковой формы заболевания патологический очаг располагается в подкорковых ядрах. При поражении коры мозга развивается подкорковая форма речевого расстройства. Мозжечковая форма дизартрии возникает при локализации патологического очага в мозжечке и поражении его проводящих путей.

 

Симптомы

 

Дети, страдающие дизартрией, не способны чётко произносить звуки, слоги или слова. У них отмечается напряжение лицевых мышц, ограничена подвижность языка, губ, выражено слюнотечение. Голос слабый, а выдох укорочен.

 

Таблица №1. Степени тяжести дизартрии

Степень тяжестиСимптомы
ПерваяНет выраженного дефекта происхождения. Отклонения от нормы может выявить только логопед во время осмотра.
ВтораяУ ребёнка сохранена понятность речи, но некоторые расстройства становятся уже заметными.
ТретьяРечь малыша понимают не только близкие люди, но и некоторые посторонние.
ЧетвёртаяРечь ребёнка никто не может понять.

 

Осложнения

 

Дизартрия способствует замедлению психомоторного развития ребёнка, нарушению коммуникации со сверстниками.

 

Диагностика

 

Детей с речевыми расстройствами наблюдает врач-логопед совместно с неврологом. Чтобы выявить причину дизартрии, они назначают дополнительные исследования:

  • Логопедическое исследование на предмет письменной и устной речи;
  • Электромиографию;
  • Электроэнцефалографию;
  • Магнитно-резонансную томографию головного мозга.

 

Анализируя результаты исследований, врачи определяют вид и степень тяжести речевого расстройства, разрабатывают комплекс мероприятий по восстановлению качества речи.

 

Лечение

После выявления заболевание, которое вызвало нарушение речи у ребёнка, неврологи проводят медикаментозную терапию. Детям назначают ноотропы – лекарственные средства, которые улучшают высшие мозговые функции (память, умственную деятельность), стимулируют интеллект, познавательные навыки, облегчают обучение. Чтобы улучшить мозговое кровообращение, используют сосудистые препараты. Для улучшения передачи импульсов между нейронами применяют глиатилин, для активации клеток головного мозга – актовегин.

 

 

Логопеды работают над улучшением тонуса мышц артикуляционного аппарата:

  • Проводят дифференцированный логопедический массаж;
  • Индивидуально подбирают упражнения, нормализующие моторику артикуляционного аппарата, развивающие голос, улучшающие просодику речи;
  • Формируют общую и мелкую моторику.

Они обучают ребёнка самоконтролю за реализацией произносительных навыков и умений. Для постановки голоса используют ортофонический метод – создают функциональную взаимосвязь между дыханием, артикуляцией и образованием голоса.

 

С помощью специальных упражнений максимально увеличивают подвижность сохранных зон голосового и речевого аппарата, развивают двигательную функцию голосовых складок. Логопеды на занятиях проводят артикуляционную и дыхательную гимнастику, развивают высоту, длительность и силу звучания, тембр голоса, мелодико-интонационную сторону речи.

 

Чтобы укрепить мышцы нёбной занавески, чередуют её напряжение и расслабление. Также логопеды обучают малыша упражнениям, развивающим силу, тембр и высоту голоса. С детьми проводят различные игры, читают сказки по ролям. Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой позволяет отрегулировать речевое дыхание, установить плавность речи.

 

Произносительную сторону речи улучшают с помощью физиотерапевтических процедур.

 

При псевдобульбарной и бульбарной афазии назначают электростимуляцию синусоидальными модулированными токами мимических мышц лица, мышц дна ротовой полости и гортани. Способствуют расслаблению круговой мышцы рта аппликации грязи температурой 38-40оС через слой марли. Процедуру проводят до логопедического занятия.

 

Акупунктура (иглоукалывание) при дизартрии относится к нетрадиционным методам лечения. С помощью рефлексотерапии достигается быстрая, полная и длительная релаксация мышц, которые действуют в образовании речи. Тренировка произношения отдельных звуков осуществляется одновременно с применением иглорефлексотерапии для нормализации мышечного тонуса мышц, которые принимают участие в образовании речи.

 

ИСХОДНИКИ:

  1. Дудин А. В., Туева И. Д., Белаш В. О. Оценка эффективности остеопатических методов коррекции в комплексной терапии псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста. Российский остеопатический журнал, 2020
  2. Архипова Е.Ф. Архипова Е.Ф. Как помочь ребенку со стертой дизартрией в детском саду. Журнал «Современное дошкольное образование», 2016
  3. Шелгунова Н.Б. Особенности проявления дизартрии при различных поражениях зон головного мозга. Журнал «Молодой учёный», 2017

 

Материал размещен в ознакомительных целях, не является медицинским советом и не может служить заменой консультации у врача.

Эксперт

Палишена Елена Игоревна
Врач-терапевт
Специалист по функциональной диагностике,
сертификат №7523,
диплом о медицинском образовании №36726043


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Врачи, специализирующиеся на данной проблеме

Оценка на основе отзывов:
Рейтинг:  
4.81

Стаж: 23 года / Врач высшей категории

Прием - 1660 Руб 1950 Руб
Записаться